Естественные монополии должны быть реформированы. Вице-премьер по социальным вопросам Сергей Тигипко объявил о намерении Кабинета министров кардинально изменить...
...законодательство в области работ предприятий по поставке коммунальных услуг гражданам – воды, газа, электроэнергии. Замысел Тигипко прост: сделать правовую базу адекватной европейским аналогам. То есть конкурентной. Чтобы коммунальные услуги предоставлял не безальтернативный монополист, а победившее в тендере предприятие.
Есть подозрение, что данная идея является не столько плодом размышлений украинских политиков, сколько подсказкой извне. Сам Тигипко проговорился о том, что решение парламента оставить сферу ЖКХ свободной от действия тендерного законодательства вызвало негативную реакцию во Всемирном банке и ЕС. А их мнением в правительстве дорожат. Кто бы не дорожил мнением кредиторов!
Но дело не только в этом, уверяет украинская власть. Тигипко считает, что реформа поможет снизить уровень коррупции в данной отрасли, а также удешевить стоимость коммунальных услуг и для населения, ведь поставщики будут бороться за клиента, а клиенту важна цена. В общем, со всех сторон выгодное предложение, вот только откуда возьмутся конкурирующие поставщики газа, воды и прочих благ для украинцев – непонятно. То есть непонятно главное: кто вообще будет участвовать в тендерах, кроме существующих монополистов, даже если их провозгласят.
Чтобы во всем этом разобраться, From-UA предоставила слово авторитетным в экономических кругах экспертам.
Инициатива Тигипко существенно ничего не меняет, уверен директор Института трансформации общества Олег Соскин. Украинские реалии, по его мнению, особые.
«Что есть тендеры, что их нет – уже всегда известно, кто выиграет этот тендер. Известно, что в каждой области поставлен смотрящий. Под ним есть соответствующие структуры, которые работают «наверх». Поэтому в каждом городе, области администрации четко указано, какие структуры должны поставлять тело, энергию, газ и т.д.», – объяснил свою позицию эксперт.
Он уверен, что предложение вице-премьера не тянет на реформу.
«Если бы Тигипко сказал, что мы сегодня облэнерго превратим в публичные акционерные корпорации, в которых не будет пакета собственника, и это будут корпорации, акции которых будут на бирже торговаться и не будет одного хозяина, а пакеты будут распылены, – это было бы серьезным шагом по демонополизации. Если бы Тигипко сказал, что мы переходим к мировой цене на газ, добываемый внутри страны, и делаем эту систему полностью прозрачной, то есть мы делаем газовую биржу и начинаем торговать газом внутри страны, – тогда мы ломаем теневой рынок. Это было бы очень существенное снижение себестоимости и борьба с коррупцией. А все, что он сейчас говорит, это просто филькина грамота», – утверждает Соскин.
В противовес скептицизму Соскина свое мнение выдвинул директор донецкого филиала Национального института стратегических исследований Юрий Макогон.
«Абсолютно согласен с этой идеей. Я полностью поддерживаю предложение Тигипко», – заявил он.
Новшество по его словам будет полезным.
«По крайней мере, не будет наращивания цен и они не будут зависеть от коррупционных схем», – считает Макогон.
Не видит оснований для критики инициативы вице-премьера и президент Центра экономического развития Александр Пасхавер.
«Любое предложение, которое переводит от одного покупателя к конкуренции, я поддерживаю. Единственное, что оно не должно выходить за рамки мелких сделок ежедневных», – отметил он.
«Мы знаем, что более всего недовольны нашим законодательством и поправками к нему, связанными с закупками, в том, что мы настойчиво проводим линию на расширение закупок от одного покупателя. Так что в этом смысле он совершенно прав», – добавил Пасхавер.
Уточнил это мнение коллега Пасхавера, вице-президент Центра экономического развития Александр Кошик.
«Я считаю, что радикально это вопрос не решит, хотя, конечно, конкурентность нужно вводить в эту сферу», – заметил он.
По словам эксперта, специфика данной сферы такова, что предоставить альтернативные услуги в ней достаточно сложно.
«В других странах эта система активно применяется, но у нас это все создавалось еще в советские времена, даже чисто технологически, чтобы была полная монополия. Конечно, это даст какой-то эффект в определенных моментах, но это не радикальное решение проблемы», – считает Кошик.
С энтузиазмом воспринял новость из Кабмина финансовый эксперт, кандидат экономических наук Александр Царук.
«Это замечательная идея – внедрение тендерных процедур. Причем было бы желательно четко разработать это на законодательном уровне и обязать все коммунальные и предприятия с другой формой собственности осуществлять закупки и показывать реальную себестоимость предоставляемых услуг», – отметил он.
Специалист отмечает, что таким способом можно даже добиться коррекции цен на услуги ЖКХ в лучшую для потребителя сторону.
«Удастся ли таким способом снизить коммунальные тарифы – возможно, если соответствующие государственные контролирующие органы будут обеспечивать соблюдение данных законодательных норм в случае, если они будут приняты», – сказал Царук.
Осторожнее воспринял идею Тигипко экономист Виктор Лисицкий.
«При всей внешней привлекательности этой идеи, у меня возникают определенные сомнения в части того, насколько они будут реализуемы в наших конкретных условиях», – деликатно объяснил свою позицию он.
А воплотить столь масштабный замысел наскоком невозможно.
«Рынок отличается от других систем взаимоотношений тем, что человеку предоставляется выбор. И надо искать пути решения для этих проблем. Сама по себе идея Тигипко привлекательная, но у меня не создалось впечатление, что над ней власти и общество достаточно последовательно и упорно работают в течение, по крайней мере, последних нескольких лет», – уточнил Лисицкий.
Сдержанный оптимизм большинства экспертов приправлен острым соусом едких замечаний других. Блюдо на вид получилось аппетитным (европейская начинка, что ни говори!), но вот удобоваримым ли для украинского брюха – неизвестно. Пока это только проект. А если ему суждено стать реальностью, тогда потребитель и ощутит, сэкономит ли он лишние гривны на этой реформе. На собственной шкуре ощутит...
Есть подозрение, что данная идея является не столько плодом размышлений украинских политиков, сколько подсказкой извне. Сам Тигипко проговорился о том, что решение парламента оставить сферу ЖКХ свободной от действия тендерного законодательства вызвало негативную реакцию во Всемирном банке и ЕС. А их мнением в правительстве дорожат. Кто бы не дорожил мнением кредиторов!
Но дело не только в этом, уверяет украинская власть. Тигипко считает, что реформа поможет снизить уровень коррупции в данной отрасли, а также удешевить стоимость коммунальных услуг и для населения, ведь поставщики будут бороться за клиента, а клиенту важна цена. В общем, со всех сторон выгодное предложение, вот только откуда возьмутся конкурирующие поставщики газа, воды и прочих благ для украинцев – непонятно. То есть непонятно главное: кто вообще будет участвовать в тендерах, кроме существующих монополистов, даже если их провозгласят.
Чтобы во всем этом разобраться, From-UA предоставила слово авторитетным в экономических кругах экспертам.
Инициатива Тигипко существенно ничего не меняет, уверен директор Института трансформации общества Олег Соскин. Украинские реалии, по его мнению, особые.
«Что есть тендеры, что их нет – уже всегда известно, кто выиграет этот тендер. Известно, что в каждой области поставлен смотрящий. Под ним есть соответствующие структуры, которые работают «наверх». Поэтому в каждом городе, области администрации четко указано, какие структуры должны поставлять тело, энергию, газ и т.д.», – объяснил свою позицию эксперт.
Он уверен, что предложение вице-премьера не тянет на реформу.
«Если бы Тигипко сказал, что мы сегодня облэнерго превратим в публичные акционерные корпорации, в которых не будет пакета собственника, и это будут корпорации, акции которых будут на бирже торговаться и не будет одного хозяина, а пакеты будут распылены, – это было бы серьезным шагом по демонополизации. Если бы Тигипко сказал, что мы переходим к мировой цене на газ, добываемый внутри страны, и делаем эту систему полностью прозрачной, то есть мы делаем газовую биржу и начинаем торговать газом внутри страны, – тогда мы ломаем теневой рынок. Это было бы очень существенное снижение себестоимости и борьба с коррупцией. А все, что он сейчас говорит, это просто филькина грамота», – утверждает Соскин.
В противовес скептицизму Соскина свое мнение выдвинул директор донецкого филиала Национального института стратегических исследований Юрий Макогон.
«Абсолютно согласен с этой идеей. Я полностью поддерживаю предложение Тигипко», – заявил он.
Новшество по его словам будет полезным.
«По крайней мере, не будет наращивания цен и они не будут зависеть от коррупционных схем», – считает Макогон.
Не видит оснований для критики инициативы вице-премьера и президент Центра экономического развития Александр Пасхавер.
«Любое предложение, которое переводит от одного покупателя к конкуренции, я поддерживаю. Единственное, что оно не должно выходить за рамки мелких сделок ежедневных», – отметил он.
«Мы знаем, что более всего недовольны нашим законодательством и поправками к нему, связанными с закупками, в том, что мы настойчиво проводим линию на расширение закупок от одного покупателя. Так что в этом смысле он совершенно прав», – добавил Пасхавер.
Уточнил это мнение коллега Пасхавера, вице-президент Центра экономического развития Александр Кошик.
«Я считаю, что радикально это вопрос не решит, хотя, конечно, конкурентность нужно вводить в эту сферу», – заметил он.
По словам эксперта, специфика данной сферы такова, что предоставить альтернативные услуги в ней достаточно сложно.
«В других странах эта система активно применяется, но у нас это все создавалось еще в советские времена, даже чисто технологически, чтобы была полная монополия. Конечно, это даст какой-то эффект в определенных моментах, но это не радикальное решение проблемы», – считает Кошик.
С энтузиазмом воспринял новость из Кабмина финансовый эксперт, кандидат экономических наук Александр Царук.
«Это замечательная идея – внедрение тендерных процедур. Причем было бы желательно четко разработать это на законодательном уровне и обязать все коммунальные и предприятия с другой формой собственности осуществлять закупки и показывать реальную себестоимость предоставляемых услуг», – отметил он.
Специалист отмечает, что таким способом можно даже добиться коррекции цен на услуги ЖКХ в лучшую для потребителя сторону.
«Удастся ли таким способом снизить коммунальные тарифы – возможно, если соответствующие государственные контролирующие органы будут обеспечивать соблюдение данных законодательных норм в случае, если они будут приняты», – сказал Царук.
Осторожнее воспринял идею Тигипко экономист Виктор Лисицкий.
«При всей внешней привлекательности этой идеи, у меня возникают определенные сомнения в части того, насколько они будут реализуемы в наших конкретных условиях», – деликатно объяснил свою позицию он.
А воплотить столь масштабный замысел наскоком невозможно.
«Рынок отличается от других систем взаимоотношений тем, что человеку предоставляется выбор. И надо искать пути решения для этих проблем. Сама по себе идея Тигипко привлекательная, но у меня не создалось впечатление, что над ней власти и общество достаточно последовательно и упорно работают в течение, по крайней мере, последних нескольких лет», – уточнил Лисицкий.
Сдержанный оптимизм большинства экспертов приправлен острым соусом едких замечаний других. Блюдо на вид получилось аппетитным (европейская начинка, что ни говори!), но вот удобоваримым ли для украинского брюха – неизвестно. Пока это только проект. А если ему суждено стать реальностью, тогда потребитель и ощутит, сэкономит ли он лишние гривны на этой реформе. На собственной шкуре ощутит...
Немає коментарів:
Дописати коментар